Систематизирование мыслительной деятельности учащихся в процессе обучения
Перхина А.С.
МАОУ «Гимназия № 1 г. Орска»
Каждое поколение людей предъявляет свои требования к школе. Если до недавнего времени важнейшей ее задачей было вооружить учащихся глубокими знаниями и понятиями, то теперь задачи общеобразовательной школы иные. Одной из основных задач перестройки школьного образования является переориентация системы обучения на приоритет развивающей функции обучения.
В традиционном обучении остается распространенной организация действий учащихся по образцу, что не способствует формированию самостоятельности и активности мышления, а, следовательно, и развитию приемов умственной деятельности.
Формирование рациональных приемов мышления непосредственно отвечает на один из важнейших вопросов, стоящих перед школой: как научить детей разумно учиться, так как усвоенные приемы становятся достоянием учащегося, “инструментом” самостоятельного овладения учебным материалом
Мышление дает возможность познать сущность предметов и явлений, предвидеть результаты действий, осуществлять творческую и целенаправленную деятельность на основе скрытых свойств и связей окружающей действительности, которые не даны нам в ощущениях и восприятии, а раскрываются в процессе мыслительной деятельности. Ребенок в процессе своего развития осваивает способы познания, выработанные человечеством в ходе исторического развития.
Познание представляет собой мыслительную деятельность, заключающуюся в функционировании многообразных операций. К ним относятся сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение и конкретизация.
Анализ - мысленное расчленение предмета на части, выделение необходимых частей, деталей, свойств или связей для решения конкретной задачи.
Синтез - мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.
Сравнение - мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам. К.Д. Ушинский считал, что сравнение является основой всякого мышления.
Абстрагирование - мысленное выделение одних (чаще существенных) и отвлечение от других (несущественных) признаков предмета.
Конкретизация - это применение общих и существенных свойств к конкретным предметам и ситуациям.
Обобщение - мысленное объединение отдельных предметов по общим для них признакам. Обобщением являются правила, законы, понятия.
Одна из ступеней обобщения - классификация - объединение предметов в группы по определенному признаку.
|